Ó О.Ю. Красильников, 2012
Угрозы и
приоритеты развития будущего России //
Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – № 32 (173). – С. 38 – 43.
О.Ю.
Красильников
УГРОЗЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО РОССИИ
В статье
рассмотрены экономические, социальные, политические и гуманитарные причины современного
конфликта власти и части общества, которые, по мнению автора, являются угрозами
будущего развития России. Намечены пути их преодоления, такие как структурная
перестройка экономики, противодействие коррупции, перераспределение доходов,
дальнейшая демократизация общества, поиск национальной идеи.
Ключевые слова: структурные диспропорции,
дифференциация доходов, коррупция, институты демократии, структурные сдвиги в
экономике, новая идеология.
События, произошедшие
в ходе последних выборов Президента, наглядно показывают, что в стране назрел
зкономико-социальный конфликт. Словосочетание «Болотная площадь» стало
нарицательным, и теперь употребляется во всяком контексте, описывающим
противостояние власти и любых оппозиционных сил. Современная российская
оппозиция разрозненна и не структурирована. Она не имеет явных лидеров, четкой
программы и вразумительного плана действий. По нашему мнению, пик поствыборной
политической активности постепенно будет спадать, если только власть не
спровоцирует нового витка обострения отношений.
Современный конфликт
власти и части общества имеет экономические, социальные, политические и
гуманитарные причины, которые, по мнению автора, являются прямыми угрозами для
будущего развития России. Рассмотрим их по порядку.
Во-первых,
в основе экономических причин назревающего конфликта лежат, прежде всего,
известные структурные диспропорции национального хозяйства России.
Гипертрофированное развитие сырьевых отраслей по сравнению с секторами
обрабатывающей промышленности, отсталое сельское хозяйство, ориентация на
экспорт ресурсов и импорт готовой продукции – вот далеко не полный перечень
болевых точек российской экономики.
В течение ХХ столетия удельный вес России (в
современных границах) в населении мира сократился более чем вдвое, в
производимом валовом продукте – почти в три раза. Доля России в мировой
поверхности суши (13%) почти в 6 раз превышает долю России в мировом населении
(2,2%) и более чем в 4 раза — долю России в мировом ВВП (3,1%), рассчитанном по
паритету покупательной способности [9]. Подобные диспропорции могут быть ликвидированы двумя
способами: либо за счет ускоренного экономического развития, либо за счет
потери хозяйственной независимости и суверенитета, и как следствие – части
территории и природных ресурсов.
Положение
усугубляется наличием тотальной коррупции во всех сферах общественной жизни. В индексе восприятия коррупции, составляемый
международным движением по противодействию коррупции «Transparency International», в 2011
году Россия заняла 143 место из 183 стран и делит это место с Азербайджаном,
Белоруссией, Восточным Тимором, Коморами, Мавританией, Нигерией, Того и
Угандой. Приблизительно четверть (26%) россиян в течение года вынуждена платить
взятки при столкновении с правоохранительными органами, при обращении в органы,
регулирующие образование, здравоохранение, в коммунальные службы и др. При этом
8% россиян указывают, что они платят для того, чтобы избежать проблем с
властями, 11% оплачивают ускорение работы государственных органов и более 4%
платят за то, что им и так полагается по закону[6].
Во-вторых,
среди социальных причин обострения общественного конфликта необходимо назвать,
прежде всего, недопустимую с точки зрения обычных граждан дифференциацию
доходов. В Российской Федерации
неравенство доходов населения все последние 20 лет росло и продолжает расти. В
стране, несмотря на позитивную динамику роста средних показателей денежных
доходов, социальная поляризация не уменьшалась, а продолжала нарастать. Причина
– в форсированном росте самых высоких доходов и заработной платы наиболее
высокооплачиваемых работников. Рост доходов в стране происходит неравномерно.
Если за годы реформ реальные доходы 20% самых обеспеченных граждан выросли
почти на 25%, то объем реальных доходов 20% наименее обеспеченных россиян
снизился почти на 18%. Об этом убедительно свидетельствует децильный
коэффициент, рассчитываемый как соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее
обеспеченного населения. По независимым оценкам он составляет 33-35 против
16,7, по оценке Росстата [13]. Для
сравнения: в России накануне Октябрьской революции 1917 года децильный
коэффициент достигал 25–30, что послужило основой социального взрыва [8].
В-третьих, основной политической причиной назревающего
конфликта является подрыв базовых демократических институтов общества. И хотя
под давлением масс власти вынуждены пойти на попятную (вернуть прямые выборы
губернаторов, упростить регистрацию политических партий) – проводимые реформы
кажутся половинчатыми и недостаточными. Процедура выбора губернаторов
предусматривает наличие депутатского и президентского фильтров, а избрание
депутатского корпуса по-прежнему будет проводиться по партийным спискам.
В-четвертых,
указанные выше причины усугубляются гуманитарной составляющей,
детерминированной сменой эпох в ходе движения от индустриального к
информационному обществу. На этапе подобного перелома происходит девальвация
традиционных общечеловеческих и культурных ценностей, таких как совесть,
честный труд и даже сама жизнь. Не случайно на смену патриотическим фильмам и
научно-познавательным передачам приходят низкопробные безыдейные шоу типа
«Дом-2», «Комеди-клаб», «Каникулы в Мексике» и т.п. Использование юмора «ниже
пояса» на ура воспринимается не только юнцами-недоучками, но и вполне
приличными образованными людьми, претендующими на роль духовных лидеров
общества. Лихорадочный поиск национальной идеи, инициируемый на самом высоком
уровне, показывает некоторую растерянность власть придержащих перед
надвигающимися переменами.
Таким образом, если
ничего не изменится, в недалеком будущем Россию ждет гуманитарная и экономическая
катастрофа. Возможен ли выход из создавшегося положения и в чем он заключается?
Рассмотрим проблему в подробностях.
В области экономики
необходимо преодоление сложившихся
структурных диспропорций, которое невозможно осуществить без перехода к
принципиально новой макроэкономической модели. Ключевые позиции в национальной
хозяйственной системе должны занимать отрасли, обеспечивающие новое качество
экономического роста (наукоемкие отрасли и отрасли, базирующиеся на прорывных
инновационных технологиях, в.ч. обновленное сельское хозяйство). В риторике
первых лиц вроде бы присутствуют понятия модернизации и новой индустриализации.
Однако дальше слов дело не идет. Производственные фонды продолжают стареть,
новые технологии внедряются со скрипом, госкорпорации типа «Роснано»
невосприимчивы к глубоким инновациям и развивают давно известные производства
(например, светодиодных ламп). Проекты вроде «Сколково» не способны радикально
изменить экономику в силу их локальности и незначительного размера в рамках
огромной страны.
Между тем, по мнению
академика С. Глазьева, на ранних этапах развития нового технологического уклада
у догоняющих стран возникают хорошие
шансы для выхода на лидирующие позиции. В растущих секторах экономики
сравнительным преимуществом преследователя является его меньшая обремененность
устаревающими производственными фондами… Успех более вероятен, когда удается
добиться опережения еще в эмбриональной стадии нового уклада… Инерционность в
развитии новых секторов экономики странами – лидерами научных исследований
приводит к тому, что лидер становится заложником предшествующих успехов» [5]. В фазе структурного кризиса, обусловленного
замещением технологических укладов, крайне важно опережающее освоение ключевых
производств ядра нового технологического уклада, что позволит получать
интеллектуальную ренту в глобальном масштабе и финансировать за ее счет
расширенное воспроизводство. В этих условиях для развивающихся стран
открывается возможность ускоренного развития на гребне новой длинной волны
экономического роста за счет быстрого формирования ядра нового технологического
уклада.
Таким образом, страны, осуществляющие структурный
прорыв, развивающие прогрессивные структурные сдвиги на основе расширяющихся
конкурентных преимуществ, получают шанс «перегнать не догоняя». В противном
случае из-за неспособности своевременно «оседлать» новую волну
макроструктурного обновления экономики,
Россия будет обречена на постоянное «догоняющее развитие».
Восстановление мировой экономической конъюнктуры, если таковое произойдет, таит
большую опасность для будущего развития России. Можно и дальше сидеть на
«нефтяной игле» и ничего не делать, прикрываясь высокими ценами на
энергоносители. Это чревато дальнейшим углублением структурного кризиса,
который, в конце концов, приведет к катастрофическим последствиям.
Очевидно, что в решении задачи противодействия
коррупции одних карательных мер недостаточно. Необходимо создать такие
институциональные условия, когда и давать взятку будет невыгодно. В этом плане
нужно более решительно внедрять концепцию «электронного правительства»,
сокращать чиновничий аппарат, проводить разъяснительную и воспитательную работу
среди населения.
Путь к разрешению социальных противоречий заключается
в более справедливом распределении доходов среди населения. Для достижения
данной цели возможны следующие меры:
·
введение
прогрессивной шкалы подоходного налогообложения,
·
направление
значительной части ренты, полученной от продажи и использования сырьевых
ресурсов, на социальные нужды,
·
существенное
повышения прожиточного минимума, минимальной заработной платы, пенсий и
пособий,
·
запрет
на приватизацию недр, сельскохозяйственных земель, водных и лесных ресурсов,
·
пересмотр
итогов приватизации 90-х годов с возможностью частичной национализации активов
(либо выплатой разницы между рыночной оценкой и ценой, уплаченной за активы,
например, в ходе проведения залоговых аукционов).
В
политической области важной задачей является укрепление и дальнейшее развитие
институтов демократии. Необходимо вернуться к мажоритарной системе выборов
законодателей всех уровней, ограничить пребывание первых лиц на посту двумя
сроками без возможности избрания в дальнейшем (через срок), реформировать
судебную и правоохранительную системы путем совершенствования законодательства
и значительных кадровых перестановок среди судей и работников МВД России.
Наибольшее значение для преодоления отставания России
от ведущих мировых держав имеет гуманитарная сфера. Истинное возрождение и
модернизация России должна происходить не только в области техники и
технологии, экономики и политики, но, прежде всего, в сфере науки и
образования, идеологии (в том числе и религии). По мнению А. Дж. Тойнби,
«духовный прогресс индивидуальных душ в этой жизни фактически обеспечивает
значительно больший социальный прогресс, чем какой-либо другой процесс» [12]. Все
технологические революции начинались с духовно-идеологических изысканий.
«Техника, была, быть может, – замечает Ф. Бродель, – только телом, но не душой
цивилизаций» [3].
Приведем лишь некоторые наиболее значимые исторические
примеры:
1) официальное признание христианства Римом, а затем и
другими государствами предопределило смену рабовладельческого строя более
прогрессивным на тот момент – феодальным. «Язычество, даже в лице самых лучших
представителей, оправдывало и поддерживало рабство, – пишет И. Андреев, –
христианство же, систематически разрушая по частям основания, которыми оно
оправдывалось в древности, привело, наконец, к его уничтожению» [1];
2) возникновение ислама в противовес христианству
привело к самосохранению, а в дальнейшем и к расцвету восточной цивилизации. Не
последнюю роль в этом сыграли экономические идеи Корана, которые на несколько
веков опередили подобные постулаты протестантской религии;
3) возрождение и Реформация предвосхитили буржуазную
революцию. А.Ф. Лосев делает важный вывод, касающийся самой тенденции
исторического развития: «сам ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической
формации. Он только ее подготавливал, и притом бессознательно, независимо от
себя»
[10]. В конечном итоге Реформация
породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой
западной цивилизации - протестантизм. Трудовая этика Реформации поощряла
практицизм, предпринимательство, что было наиболее адекватным западному образу
жизни (М. Вебер) [4];
4) идеи К. Маркса инициировали революцию в России,
которая привела к небывалым темпам роста экономики СССР в ходе первых пятилеток
и победе в Великой Отечественной войне. При этом сам марксизм рассматривается
некоторыми мыслителями как своеобразная религия. Так, Н. Бердяев писал:
«Причина исключительного динамизма и действенности марксизма-коммунизма та, что
он носит на себе все черты религии. Научная теория и политическая практика
никогда не могли бы играть такой роли» [2].
Приведенные примеры убедительно подтверждают тот факт,
что выработка новой идеологической парадигмы может стать локомотивом
дальнейшего прогрессивного развития социума. В любом обществе, для которого
характерен определенный идеологический вакуум, возникает вопрос: каким образом
пробудить на уровне социальной системы энергию самоорганизации? Можно сколько
угодно долго спорить о нужности или ненужности выработки национальной идеи, но
заполнить этот вакуум чем-то все равно необходимо. Его можно заполнить наскоро
скроенными мифами, бесполезность которых в скором времени станет очевидной. А
можно – целостным пониманием того этапа развития, на котором находится
общество, выявив ту стержневую идею, которая способна пробудить энергию нации.
В рамках рассмотрения национальной идеи
наиболее интересным является вопрос ее влияния на повышение
конкурентоспособности России в мире. Здесь необходимо помнить, что
экономическое развитие страны, а значит и ее место в мировом хозяйстве, и
конкурентоспособность на мировом рынке, связаны с взаимоотношениями, которые
сложились между народом и государством.
Характер этих отношений можно упрощенно
представить в одной из трех форм: 1) народ поддерживает экономическую политику
государства; 2) народ не связывает свое благосостояние с
экономической политикой государства; 3) народ активно
противостоит государству в сфере экономической политики. Причем речь может идти
как о внешней, так и о внутренней экономической политике, хотя, как правило,
если внутренняя экономическая политика государства популярна в народе, то и
внешняя политика будет им поддержана и наоборот.
В этом смысле показательным является пример
современного Китая, который по характеру многих проблем своего развития,
пожалуй, наиболее близок к России. Сюда можно отнести большую территорию,
населенную различными народами и этносами, длительные процессы образования и
развития государственности, сложные региональные отношения с наличием
сепаратистских тенденций, коммунистический период в развитии, этап реформирования,
прошедший через жесткий кризис экономического и политического развития и т.д.
Тем не менее, сегодня Китай обладает высокой конкурентоспособностью на мировом
рынке, его голос в международной политике звучит все более уверенно. Преодолев
кризис, страна достигла качественно нового уровня в экономическом и
политическом развитии. Не последнюю роль в этом сыграла национальная идея
Китая, которая в качестве идеала национального развития выдвигает достижение
страной статуса мировой сверхдержавы. Эта идея, конечно, знакома всем россиянам
по нашему советскому прошлому. Однако в Китае она опирается не на
интернациональные установки марксизма-ленинизма, а на собственные национальные
ценности. Об этом однозначно сказал Ли Куан: «…если мы позаимствуем западные
моральные ценности, силы сцепления, которые поддерживают наше общество, рухнут» [7]. Поэтому в Китае бережно относятся к
собственным религиозно-философским традициям, которые являются своего рода
«цементом», сплачивающим нацию.
Объединению народа и государства в Китае
способствуют некоторые принципы конфуцианства, в частности представление о том,
что власть должна опираться на моральный престиж, используя для его завоевания
добродетель, что прошлое не следует критиковать и осуждать, что новое не должно
уничтожать традиции. Т.В. Карадже и И.Л. Савин указывают, что именно принципы
конфуцианства легли в основу экономической политики китайского государства.
Принцип «опоры на собственные силы», являющийся гарантией стабильного развития,
выразился в безусловном первенстве национальных производителей практически во
всех секторах потребительского рынка. Принцип «совмещения непротиворечивого
единства» позволяет сочетать различные формы собственности и даже разные
политические системы в пределах одного государства. Так воссоединение Гонконга
с Китаем происходило под лозунгом «Одно государство – два строя». Принцип
«срединности» выражается, например, в идее соответствия используемых западных
технологий средним хозяйственным условиям страны, средним доходам, массовым
привычкам населения и т.д. [7]. Нет сомнений, что именно использование
традиционных принципов наравне с инновациями позволило Китаю в достаточно
короткий срок выйти из экономического кризиса, поскольку народ не
противодействовал проводимым реформам. Конечно, в развитии Китая есть много
проблем, в том числе и тех, которые являются обратной стороной китайского
«экономического чуда», например стремительное социальное расслоение общества.
Однако на сегодняшний день китайцы, в том числе относящиеся к незащищенным
слоям населения, настроены по отношению к своей стране очень патриотично и
воспринимают себя в национальном аспекте самодостаточными.
Таким образом, национальная идея играет
важную роль в развитии страны и восприятии народом своей национальной
идентичности. Это, в свою очередь, подтверждает актуальность формирования
жизнеспособной национальной идеи в России, динамичному развитию которой мешают
накопившиеся экономические, политические, социальные и гуманитарные проблемы, а
также кризис национальной идентичности. К сожалению, в современной России
указанные задачи не решаются, а основной национальной идеей является лозунг
«Обогощайтесь!»
Нельзя сказать, попыток
изменить подобную ситуацию не предпринималось. Так, в 2004 г. лидерами
традиционных религий России был одобрен адресованный бизнес-сообществу «Свод
нравственных принципов и правил в хозяйствовании» принятый VIII Всемирным
Русским Народным Собором [11]. Разработанный на основе десяти библейских заповедей,
Свод по своей утопичности напоминает Моральный кодекс строителей коммунизма.
Нетрудно заметить, что положения этого эклектично составленного документа не
соблюдаются ни предпринимателями, ни чиновниками, ни частью самого духовенства
(под шумок ведущего свой, не всегда богоугодный, бизнес).
Принципы формирования российской национальной
идеи во многом определяются задачами, выполнению которых она должна
способствовать. В качестве основных задач можно назвать следующие:
1) сплочение российской нации и преодоление
кризиса национальной идентичности;
2)
построение взаимоотношений между народом и государством на основе принципа
доверия;
3)
повышение конкурентоспособности России на мировом рынке и укрепление ее позиции
в международной политике;
4)
сохранение национальной самобытности России как одного из условий творческого и
созидательного развития российской нации.
Новая идеология должна сформировать принципиально иное
мировоззрение, которое добровольно будет принято большинством населения Земли и
поставит Россию в центр мировых социально-экономических отношений. Такая
идеология не может быть «спущена сверху». Она должна выйти из народа, должна
быть подхвачена правящими классами, провозглашена национальной, а затем и
общемировой идеей. Для продвижения подобной идеи в массы уже создана
необходимая социальная и технологическая инфраструктура в виде глобальной сети
Интернет. Новое учение о смысле жизни позволит объединить вокруг России самые
лучшие умы человечества. Люди науки и искусства со всего мира будут стремиться
в Россию и тем самым обогащать ее и мир в целом. Это обеспечит необходимый
прорыв в технологиях и расцвет личности, не только духовное, но, возможно, и
физическое бессмертие человека.
Список литературы
1.
Андреев
И. Сущность христианства. Из
книги «Православная апологетика» / Духовное
наследие русского зарубежья. Сретенский монастырь, 2006. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/060825114830
(дата обращения: 12.10.2010)
2.
Бердяев Н. Царство духа и царство Кесаря
(глава VIII). URL: http://www.openlib.net
3.
Бродель
Ф. Время мира. Материальная
цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.:
в 3-х т. М., 1992. Т. 3. С. 64.
4.
Вебер
М. Протестантская этика и дух
капитализма / Избранные произведения. – М.,
1990.
5.
Глазьев
С. Какая модернизация нужна
России? // Экономист. 2010. № 8. С. 10.
6.
Индекс
восприятия Коррупции – 2011. Трансперенси
Интернейшнл Россия. URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/ivk-2011
7.
Карадже
Т.В., Савин И.Л. Конфуцианство
как основа формирования общественно-политических идеалов современного Китая. //
Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2004. № 1.
С. 97-101.
8.
Кирута
А. Я. Внутриэкономическое
положение России: дифференциация доходов населения и социальная напряженность /
Ситуационный центр администрации Президента РФ. М., 2002.
9.
Отраслевая структура хозяйства России. URL: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/otraslevaya-struktura.html
10. Попова
Т.Г., Оганесян М.Н. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества.
Реформация. URL:
http://www.abc-people.com/data/leonardov/reformaciya-txt.htm
11.
Свод
нравственных принципов и правил в хозяйствовании // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.
2004. № 4 (21)
12. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 515.
13.
Шевяков
А. Россия 2011 года: общество
вопиющего неравенства. URL: http://kprf.ru/rus_soc/93555.html