English

Ó О.Ю. Красильников, 2000 - 2002

 

На главную страницу

"Живи и радуйся!" - новая религия для всех

Гостевая книга

Ссылки на другие интересные сайты

Научные работы

Напишите мне

Красильников О.Ю. Особенности динамики структуры инвестиционного процесса в экономике региона / Изменяющаяся экономика России: проблемы теории. Саратов: Изд-во «Надежда», 2002. С. 54 - 60.


 

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В экономике региона

 

В условиях становления и развития рыночных отношений в экономике России важное значение имеет проведение политики стимулирования инвестиционных процессов на региональном уровне, направленной на структурную перестройку и достижение стабильного экономического роста. При этом недостаточным является рассмотрение данной проблемы только в плане обеспеченности функционирования экономики регионов собственными ресурсами, а точнее с точки зрения покрытия совокупных социально-экономических расходов региональными доходами, забывая при этом об эффективности произведенных инвестиций и региональной экономической структуры в целом.

В связи с этим особую актуальность приобретает исследование взаимосвязи сдвигов в структуре инвестиций и отраслевой структуре региональной экономики. Разрабатываемые инвестиционные программы развития региона должны опираться на четкое представление о господствующих механизмах влияния колебаний инвестиционной активности на структурные сдвиги в экономике. Это необходимо для прогнозирования и контроля за развитием социально-экономических процессов, тесно связанных между собою прямыми и обратными связями.

Развитие экономики России в последние годы характеризуется усилением неравномерности структурных сдвигов в региональных экономических системах. Изучение неравномерности развития структурных сдвигов в региональной экономике обусловлено комплексом причин, основными из которых являются обусловленная процессом регионального разделения труда дифференциация территорий по уровню экономического развития, усиление экономической диспропорциональности, зачастую проявляющиеся в крайних формах регионального сепаратизма, изоляционизма и дезинтеграции экономического пространства России. 

Основными причинами, объясняющими рост неравномерности в развитии  инвестиционной структуры экономики регионов является уже сложившаяся к настоящему времени структура региональной экономики, а также углубление  разделения труда и специализации как в рамках региона, так и российской экономики в целом. Таким образом, современное увеличение неравномерности сдвигов в структуре инвестиций на уровне региона имеет глубокие генетические корни, берущие свое начало в централизованно планируемой советской экономике со всеми ее диспропорциями и деформациями.        

Неравномерность структурных сдвигов в экономике регионов определяется, в частности, несоответствием сдвигов в структуре инвестиций и отраслевой структуре экономики. Можно выделить следующие виды подобного несоответствия:

1. Разнонаправленность структурных сдвигов, когда доля инвестиций в определенную отрасль растет, а доля этой отрасли в структуре валового регионального продукта (ВРП) падает и наоборот.

Так, в одном регионе рост электроэнергетики может происходить за счет экстенсивного развития традиционных технологических укладов (использование углеводородных энергоносителей) и соответственно небольших по объему инвестиций, спад же в другом регионе может объясняться требующей значительных инвестиций структурной перестройкой отрасли, переходом на новые перспективные источники энергии.

Ориентация структурных сдвигов относительно прогрессивного направления развития экономики, лежащего на оси движения к постиндустриальному обществу, является одним из ключевых показателей качества структурных сдвигов. В этом случае первый структурный сдвиг можно оценить как растущий, но при этом регрессивный, второй, хоть и связан со снижением доли энергетической отрасли, соответствует прогрессивным тенденциям социально-экономического развития.

2. Различная динамика структурных сдвигов, когда доля соответствующей отрасли в структуре инвестиций и валового регионального продукта растут или падают различными темпами.

3. Наличие временных лагов между началом (окончанием) инвестирования тех или иных отраслей и приростом (снижением) их доли в структуре валового регионального продукта.

4. Синергетическим влиянием различных сдвигов в структуре инвестиций и ВРП на совокупный рост или спад основных показателей региональной экономики.

Современные особенности инвестиционного процесса в экономике Саратовской области проявляются в существовании объективной заинтересованности как предприятий, так и областного Правительства в увеличении объема инвестиций. На уровне предприятий такой “инвестиционный голод” вызывается стремлением к финансовому оздоровлению и расширению деятельности со стороны руководителей предприятий. Поддержание или увеличения размера деятельности фирмы объективно повышают статус ее руководителя, а поскольку стремление к избыточному финансированию не сдерживается состоянием финансового баланса предприятия (по данным Министерства экономики Саратовской области в 2000 г. 40% предприятий области были убыточными), то инвестиционные заказы со стороны предприятий сильно раздуваются.

С другой стороны, само Правительство области заинтересовано в увеличении инвестиционных расходов бюджета: к этому его склоняет общая структурная тенденция к инвестированию и поддержанию высоких темпов экономического роста. В результате региональные властные органы оказываются в целом не способными эффективно контролировать идущие снизу раздутые инвестиционные запросы, и даже сами стремятся к увеличению общего объема инвестиций. Данный вывод подтверждается данными таблицы 1, согласно которой доля государства в структуре инвестиций в промышленность Саратовской области увеличилась с 5,6% в 1995 г. до 10,5% в 1997 г.

 

Таблица 1.

Сдвиги в структуре инвестиций в промышленность

Саратовской области в 1995 – 1997 г.г.

 

Год

Государственные

Негосударственные

Отечественные

Иностранные

1995

5,6

71,3

23,1

1996

8,3

45,5

46,2

1997

10,5

68

21,5

 

Объективным следствием такой ситуации является перенапряжение инвестиционных планов предприятий. Это означает, что инвестиционные программы какого-либо периода включают в себя инвестиционные затраты большие, чем та сумма, на которая необходима для эффективной структурной перестройки экономики региона.

В то время, когда этот дисбаланс обнаруживается, областное Правительство может выбирать между двумя возможными вариантами реагирования. При первом варианте оно стремится получить назад уже затраченные деньги за счет дополнительного финансирования принятых ранее проектов, когда часть инвестиций на них уже израсходована. Начатые инвестиционные программы завершаются за счет превышения планируемого уровня инвестиций. Это приводит к увеличению нормы накопления и других показателей (объем промышленного производства, занятость и т.п.).

Другая возможность заключается в строгом соблюдении предусмотренных бюджетом объемов инвестиций и нормы накопления. Это может быть достигнуто единственным способом: завершением одних инвестиционных программ путем дополнительного финансирования и замораживания других, а также откладыванием начала утвержденных, но не начатых инвестиционных программ на неопределенный срок. В большинстве случаев на практике эти два варианта существуют вместе и объединены в какой-то пропорции, которая может существенно меняться в разные периоды.

Особенности инвестиционного процесса на региональном уровне проявляются в существовании периодических изменений инвестиционной активности. В экономической науке установилось мнение, что причиной подобного положения является наличие так называемых циклов инвестиционной активности или инвестиционных циклов (investment cycle). Под ними понимаются периоды времени, проходящие от инвестирования до получения эффекта от капиталовложение. Другими словами, инвестиционный цикл представляет собой период времени между сдвигом в структуре инвестиций и соответствующим сдвигом в структуре валового регионального продукта.

В первой фазе, называемой “разбег”, когда утверждается большое количество инвестиционных проектов, суммарные инвестиционные издержки существенно не возрастают, т.к. они относительно меньше в начале осуществления программы. Но сильно возрастает сумма отложенных инвестиционных обязательств, что предвещает существенные трудности в будущем.

Во второй фазе цикла (“горячка”) новые инвестиционные проекты продолжают утверждаться. Но основная часть инвестиций направляется на реализацию программ, принятых в первой фазе. В той же мере, в какой затраты были ранее преуменьшены, фактический расход инвестиций превышает запланированные затраты. Начинает возникать чрезмерный спрос на инвестиции. Доля инвестиций в бюджете повышается, что сопровождается снижением темпов роста фонда потребления, социальных выплат либо уменьшением вывоза продукции за пределы региона.

В третьей стадии цикла (“остановка”) новые инвестиционные программы больше не утверждаются, а ускоряется работа на существующих объектах с целью уменьшения количества незавершенных программ. Проблема нехватки инвестиционных ресурсов еще более обостряется. Распределяющие инвестиционные ресурсы органы для достижения своих целей вынуждены перераспределять использование бюджета в пользу фонда накопления.

 Когда с намерением уменьшить напряженность использования бюджета финансовые исполнительные органы начинают сдерживать рост инвестиционных затрат, начинается четвертая фаза цикла.

На четвертой фазе (“снижение”) темпы роста фактических инвестиций снижаются за счет замораживания старых и откладывания на новые инвестиционные программы. Сумма неоконченных инвестиционных проектов уменьшается, эффективность инвестиционного сектора кратковременно повышается, дефицит инвестиционных товаров временно исчезает. Четвертая фаза заканчивается, когда инвестиции начинают давать отдачу и происходят соответствующие сдвиги в структуре валового регионального продукта в сторону роста доли профинансированных предприятий, секторов и отраслей экономики.

Это приводит к обратным тенденциям перераспределения бюджета в пользу фонда потребления, социальных расходов и общей нормализации экономической ситуации. Через определенное время возобновляется давление со стороны тех предприятий, инвестиционные программы которых были отложены. Инерционность в развитии некоторых отраслей, обусловленная произведенными ранее инвестициями и соответствующими сдвигами в структуре ВРП, требует поддержания определенного уровня капиталовложений несмотря на то, что дальнейшее их развитие в заданном направлении зачастую уже не соответствует прогрессивным экономическим тенденциям. Тем временем ослабевает “бдительность” планирующих бюджет органов – они становятся менее чувствительными к попыткам вновь увеличить инвестиции и уничтожить достигнутое на региональном уровне экономическое равновесие. Отбор инвестиционных проектов становится менее жестким, возрастает количество утверждаемых программ, и цикл начинается снова.

Для смягчения негативных последствий инвестиционного цикла необходима научно обоснованная программа осуществления структурных преобразований в экономике региона, которая может быть разработана на основе построения различных балансовых моделей структурных сдвигов.[1] Основой этих моделей является межотраслевой баланс региона. Его оптимизация формулируется как задача линейного программирования, обеспечивающая максимизацию конечного продукта в условиях заданной системы ограничений (нормативов), важнейшие из которых – уравнения балансов инвестиций, производства и распределения продукции отраслей экономики региона. В каждом уравнении отражается также экспорт и импорт данной отрасли. Переменными в этом случае являются не только объемы продукции, но и показатели внешнеэкономической деятельности региона. В моделях заданы ограничения на объем инвестиций, производства, экспорт и импорт.

По мнению разработчиков, эффективность указанных моделей заключается в возможности расчета интегрального эффекта структурного сдвига (с вычислением производной по направлению вектора структуры экономики региона). Математически каждой модели оптимизации структурных сдвигов в регионе ставится двойственная задача: максимизация результатов (регионального дохода) при минимизации использования ресурсов (инвестиций).

Основным недостатком подобных моделей, на наш взгляд, является их зависимость от субъективно определяемых нормативов целевого состояния экономики региона, в частности от предельных показателей выпуска продукции отраслей региона, значений экспорта и импорта, а также от нормативно задаваемых цен. На практике несоблюдение хотя бы одного из указанных параметров ведет к рассогласованию функционирования всей системы в целом.

Оценка того, насколько указанные нами сдвиги в структуре инвестиций носят позитивный или негативный характер, зависит, прежде всего, от понимания того, сопутствуют они или нет росту эффективности функционирования региональных, межрегиональных экономических систем и экономики России в целом, соответствуют ли они основным тенденциям социально-экономического прогресса общества.

Пробуксовка механизма структурных сдвигов на региональном уровне требует выработки единой государственной политики развития регионов, ориентированной на достижение экономической эффективности и повышение качества структурных сдвигов в рамках национального хозяйства России.



[1] См., например: Гизатуллин Х. Анализ развития территориальных систем // Общество и экономика. 2000. № 1. С. 121 – 137. 



Сайт создан в системе uCoz