Ó О.Ю. Красильников, 2004

Красильников О.Ю. Проблема эквивалентности обмена в новой экономике / Современные проблемы экономической теории. Материалы международного симпозиума, посвященного 200-летию образования кафедры политэкономии в МГУ. В 2-х частях. Часть II. М.: «Парад», 2004. С. 160 –161.

 

 

Проблема эквивалентности и, соответственно, неэквивалентности обмена всегда привлекала внимание экономистов. Особый интерес она приобретает в условиях глобального перехода от традиционной к новой экономической системе. Под традиционной экономикой мы понимаем в основном индустриальную экономическую систему, в которой также могут сохраняться элементы архаичных (доиндустриальных) хозяйственных укладов. Новая экономика соответствует постиндустриальной стадии развития общества.

Целью субъектов в традиционной экономике является максимизация полезности (или прибыли) в условиях ограниченности материальных и трудовых ресурсов. Такой системе соответствует рыночный хозяйственный механизм. Существует как минимум два подхода к объяснению эквивалентности обмена в рыночной экономике: с точки зрения теории предельной полезности и трудовой теории стоимости. Согласно данным теориям обмен признается эквивалентным в случае равенства предельной полезности обмениваемых благ, либо одинаковом количестве общественно-необходимого труда, затраченного на их производство.

В новой экономике основными видами ресурсов становятся знания и информация, которые по своей природе являются неограниченными. При этом ценность материальных носителей информации несоизмеримо низка по сравнению с затратами на ее создание. Новый информационный продукт является результатом неповторимого творческого интеллектуального  процесса. При этом растиражирован он может быть относительно дешево в тысячах и миллионах экземпляров. На первый взгляд это приводит к неэквивалентному обмену. Так, по мнению В.Л. Иноземцева, «в силу как неограниченных возможностей доступа к информации, так и ее неоднозначного воздействия на творческие личности, над обменом перестает довлеть его эквивалентный стоимостной характер; в новых условиях люди стремятся максимизировать потребительную стоимость, полезность получаемой ими информации, которая, однако, остается целиком субъективной»[1].  

            В отличие от В.Л. Иноземцева, мы считаем, что эквивалентность обмена в новой экономике не нарушается. Другое дело – что считать эквивалентом. Если в старой экономике всеобщим эквивалентом являются деньги, то в новой, по-видимому, что-то другое. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо рассмотреть, во-первых, обмен продукта, созданного в результате использования ограниченных ресурсов в старой экономике на информационный продукт новой экономической системы и, во-вторых, обмен интеллектуальными продуктами непосредственно в новой экономике.

1) Креативный продукт продается по цене дешевого носителя. При этом интеллектуальный собственник продукта возмещает лишь малую долю своих творческих затрат. Однако если рассматривать не индивидуальный акт обмена, а реализацию всего тиража материальных носителей, необходимо признать наличие здесь определенной эквивалентности. Основа ее в том, что сам по себе интеллект в старой экономике также является ограниченным ресурсом. Поэтому доход, получаемый владельцем интеллектуального продукта, носит рентный характер. 

Явление интеллектуального пиратства также укладывается в нашу схему, т.к. в этом случае автор креативного продукта получает бесплатную рекламу и более широкую известность (или как сейчас принято говорить «раскрутку»). Вот почему многие деятели шоу-бизнеса не возражают против пиратского тиражирования своей продукции. Кроме того, информационный (интеллектуальный) продукт также подвержен старению. При этом, несмотря на то, что общественная ценность его как культурного достояния человечества зачастую остается высокой, денежная оценка снижается иногда до нуля. Это происходит по причине ряда обстоятельств, например, в случае кончины автора или в силу того, что на смену одним теоретическим построениям приходят новые, более прогрессивные.   

2) Обмен интеллектуальными продуктами в новой экономике напоминает обмен подарками, особенно если он представляет собой бесплатное размещение многими лицами творческих профессий своих разработок в глобальной сети Интернет. С точки зрения аксеологического подхода обмен подарками является эквивалентным независимо от их фактической стоимости. А.В. Бузгалин также выступает за общедоступность творческой деятельности во всем богатстве ее слагаемых[2]. В этом смысле бесплатное распространение музыкальной продукции в Интернет, интеллектуальное «пиратство» и др. – становятся провозвестниками рождения новой формы эквивалентности. В накладе остаются лишь крупные транснациональные корпорации, работающие в креативной сфере (типа Microsoft и крупных фирм грамзаписи). При этом нельзя не признать, что повсеместное распространение интеллектуального «пиратства» в России дало немалый толчок ее современному развитию. В этом смысле деятельность указанных ТНК является тормозом дальнейшего распространения отношений «новой» экономики, особенно в развивающихся странах[3].

Таким образом, эквивалентность обмена соблюдается при обмене между старой и новой экономикой в денежно-эквивалентной форме, а в новой экономике в неденежно-эквивалентной форме. Вместе с тем, можно констатировать тот факт, что деньги будут сохранять роль эквивалента в случаях, когда хотя бы одной стороной обмена будут выступать ограниченные материальные и трудовые ресурсы. И поскольку их ограниченность вряд ли будет преодолена, деньги, по-видимому, будут существовать вечно, частично распространяя свою власть и на новую экономику. Возможно, сфера их применения будет чрезвычайно узкой, но все-таки она сохранится. Таким образом, полного «царства свободы» человечество в обозримом будущем не достигнет, а потому говорить о «постэкономической формации» как о самостоятельной и самодостаточной системе, на наш взгляд, нецелесообразно. Это хорошо для экономической теории как науки и для экономистов: первая останется востребованной еще долгое время, вторым не грозит полная безработица.   

Вместе с тем сфера применения традиционной экономической теории будет сужаться. Позволю себе высказать догадку. Всеобщим эквивалентом обмена в постэкономической системе станет слово, заочное (или очное) общение творческих людей. Здесь под словом мы понимаем не количество букв или килобит компьютерной информации, а некий жизненный код представляющий смысл существования человечества. При этом вслед за практикой хозяйствования экономика как наука, по-видимому, будет уступать место другим социальным знаниям, в первую очередь, из области социологии и философии.

 



[1] Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. С. 115.

[2] См.: Бузгалин А.В. К теории социально-экономических трансформаций эпохи заката экономической формации.

[3]  Гораздо более серьезной проблемой «новой» экономики является распространение бесплатных вирусов и бесплатного мусора в глобальной сети. Настоящий талант и здесь остается редким. Насущной задачей становится отыскание в нагромождениях информационного спама крупиц необходимых знаний.



Сайт создан в системе uCoz