Ó О.Ю. Красильников, 2005

Красильников О.Ю. Истоки и последствия будущего российского кризиса / Государство и общество: философия, экономика, культура: Доклады и выступления / Под общ. ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. М.: ЛЕНАНД, 2005. С. 119 – 120.

 

 

 


         Причинами современного экономического роста в России стали: наличие временно свободных производственных мощностей в результате реформационного спада, выгодная конъюнктура мировых цен на энергоносители и развитие низкотехнологичного импортозамещения в результате девальвации рубля в 1998 г.

Данные факторы роста уже исчерпаны или близки к исчерпанию. Они, к сожалению, становятся основными причинами будущего кризиса. Дальнейшее импортозамещение невозможно по причине отсутствия свободных производственных мощностей и укрепления курса рубля. В будущем следует ожидать производственный спад, т.к. показатели выбытия по-прежнему намного опережают соответствующие показатели ввода нового оборудования. Основной фактор роста – высокие цены на углеводородные энергоносители в ближайшем будущем также потеряет свое значение вследствие развития энергосберегающих технологий и перехода на альтернативные источники энергии. Мы прогнозируем снижение цен на нефть в течение ближайших 2-х лет до 12-15 долл за баррель. Возможно, данный процесс будет протекать значительно быстрее.

         В институциональной и политической сферах также не видно положительных подвижек. Последние инициативы Президента по укреплению властной вертикали еще более отдаляют Россию от рыночного демократического идеала. Одно лишь «дело Юкоса» нанесло экономике и имиджу России значительно больший вред, чем те мифические выгоды, которые были получены в результате продажи «Юганскнефтегаза». Чистый отток капитала в 2004 г. по нашим оценкам составил сумму, превышающую 20 млрд долл. Компания по замене льгот денежными выплатами в результате явного конфискационного и дискриминационного (город и село) характера привела в конечном итоге к совершенно обратным результатам – увеличила нестабильность в стране и общую нагрузку на бюджет (Правительство впервые залезло в кубышку стабилизационного фонда). Раз раскупорили – надо тратить. При этом не нашли ничего лучше, чем досрочный возврат иностранного долга, вместо того, чтобы израсходовать деньги на структурную перестройку экономики, решение проблемы бедности, улучшение демографической ситуации в стране.

         Таким образом, сегодня экономика развивается по инерции, во многом не благодаря, а вопреки деятельности Правительства. Создается впечатление, что наши министры экономического блока никогда не читали учебников по экономике. Единственный враг, которого они боятся – это инфляция. При этом осуществляются как раз те мероприятия, которые ведут к ее увеличению (монетизация). Подобную экономическую политику можно назвать если не преступной, то уж, во всяком случае – бездарной.

         В ближайшее время (еще до 2008 г.) при сохранении сегодняшнего направления развития мы прогнозируем нарастание кризисных явлений и вхождение экономики России в полосу спада. В случае развития ситуации по подобному сценарию накопленных за период роста резервов (включая средства ЦБ и стабилизационного фонда) вряд ли хватит более чем на год-два поддержания «предъинфарктного» состояния экономики. Нижняя точка падения, по нашему мнению, будет характеризоваться следующими социально-экономическими последствиями:

         - снижение объема ВВП примерно на треть по сравнению с предкризисным;

         - увеличение темпов инфляции до нескольких десятков (а может быть – сотен) процентов в год;

         - падение реальных доходов населения в 2 – 3 раза и обнищание большей части населения;

         - рост безработицы (возможно до 20 – 25%);

         - полный развал финансового рынка (в первую очередь – рынка ценных бумаг) и потеря большей части накоплений населения;

         - рост числа банкротств и убыточных предприятий, кредиторской и дебиторской задолженности;

         - усиление бегства капиталов из России и утечки мозгов.

         Может возникнуть вопрос: возможно ли вообще за такой короткий срок (2 – 3 года) достигнуть подобной глубины экономического падения, ведь подобный спад происходил в 90-е целых восемь лет? Ответ очевиден, у современной российской экономики, где положительные тенденции наблюдаются всего несколько лет (начиная с 1999 г.), нет запаса прочности советской экономики, потенциал которой создавался десятилетиями. Кроме того, позитивные изменения последних лет вылились в накопление фиктивного денежного, а отнюдь не производственного капитала.

         Первыми признаками приближающегося экономического коллапса могут стать следующие события: постепенное снижение цен на нефть, кризис на рынке недвижимости, рост инфляции и курса доллара. Однако в этом случае падение рубля уже не приведет к всплеску активности российского производства (по причине отсутствия свободных мощностей), а скорее станет дополнительным фактором его деградации.

         Политические последствия кризиса также очевидны. Это – обвальное снижение рейтинга Президента и его политическая изоляция. События, связанные с монетизацией льгот, показали, что даже небольшое ухудшение ситуации существенно сказывается на популярности первого лица государства. Тем более, что в связи с огромной ответственностью, которую взял на себя Президент (фактическое назначение губернаторов, руководство Правительством и «партией власти») такое поведение населения страны будет закономерным и оправданным. При этом ближайшие «друзья и соратники» Президента первыми отвернутся от него и обвинят в провале реформ. Далее – распад «партии власти» и полномасштабный политический кризис.

         Дальнейшее развитие событий может иметь несколько вариантов: национал-реваншистский, тоталитарный и либерально-демократический (по типу бархатных революций в Грузии и на Украине). Для нас наиболее подходящим является последний, т.к. два первых варианта чреваты дальнейшим усугублением экономического и политического кризиса.

Возможно ли избежать столь катастрофическое развитие событий? На наш взгляд подобная возможность пока сохраняется. Сейчас сложилась благоприятная ситуация, способствующая ускорению темпов экономического роста в будущем: наличие ресурсов и относительная политическая стабильность. От того, насколько Президент и Правительство смогут воспользоваться данной ситуацией, зависит будущее России.

         Необходима коренная (не на словах, а на деле) структурная перестройка экономики, развитие высокотехнологичных отраслей и производств, науки, образования и здравоохранения. На эти цели в ближайшие годы необходимо выделять не менее 50% всех расходов бюджета, значительную часть резервов Центрального банка РФ и средств стабилизационного фонда. В качестве первых шагов можно предложить реализацию следующих мероприятий: создание отечественного процессора, не уступающего по своим характеристикам продукции компании «Intel» (в дальнейшем – персонального компьютера, полностью собранного на основе российской элементной базы); разработка операционной системы, превосходящей последние версии Windows; организация сети государственных провайдеров, бесплатно подключающих всех желающих к сети Internet; полная компьютеризация и интернетизация учреждений науки и образования. Но, прежде всего, необходимо повышение оплаты труда работников науки, образования и здравоохранения. Повышение не на десятки процентов, а как минимум в 5 – 6 раз.

 



Сайт создан в системе uCoz