Ó О.Ю. Красильников, 2006

Красильников О.Ю. Будущее России: сценарии развития в свете теории экономического цикла / Человеческий потенциал модернизации России (Стратегия опережающего развития – 2006): Доклады и выступления. Под общ. ред. А.В. Бузгалина и А.И. Колганова. М.: ЛЕНАНД, 2006. С. 96- 98.

 

 


В последнее время большое внимание уделяется изучению сценариев будущего развития России. Как правило, выделяются три сценария развития. Условно назовем их «позитивный», «застойный» и «негативный».

Первый сценарий (позитивный) предполагает развитие России как крупнейшей энергетической державы и технологического лидера. При этом доходы, полученные за счет экспорта энергоносителей, направляются в отрасли высоких технологий и модернизацию инфраструктуры. Основная предпосылка сценария – рост эффективности перераспределения ресурсов и структурная перестройка экономики. Сценарий предполагает приспособление системы к демографическим вызовам, смягчение и преодоление негативных трендов (в том числе, за счет ассимиляции иммигрантов), что сопровождается общим повышением ее эффективности. При этом происходит укрепление политической системы. Все это способствует бескризисной глобализации: Россия относительно быстро интегрируется в международные экономические институты. Внешние вызовы безопасности значительно смягчаются благодаря эффективному сотрудничеству с Европейским Союзом и США, с одной стороны, и Индией и Китаем, с другой, на правах равных партнеров.

Второй сценарий (застойный) предполагает превращение России исключительно в энергетическую державу, потерявшую технологическое лидерство, но сохранившую внутренний  рынок для продукции  отечественной промышленности. Основная предпосылка – ограниченная эффективность перераспределения ресурсов. Ситуация характеризуется колебанием демографических показателей с преобладанием негативных тенденций и общей нестабильностью политической системы, протекающими на фоне противоречивой глобализации. Происходит обострением конкуренции между ключевыми мировыми центрами. В этих условиях, выгодная интеграция в международные экономические институты существенно затрудняется. Глобальные вызовы безопасности обостряются в связи с несогласованностью и противоречиями между ключевыми игроками. Россия, в силу своего географического положения, оказывается уязвимой в отношении роста актуальности глобальных вызовов. Указанный сценарий представляет собой промежуточный вариант, характеризуемый незавершенностью или «половинчатостью» мер по адаптации политической системы в свете демографических и глобальных проблем.

Третий сценарий (негативный) предполагает постепенное угасание экономики России в рамках локальной цивилизации, стоящей на обочине мирового развития. Ситуация характеризуется потерей технологического лидерства, господством импортных товаров на внутреннем рынке. Основная предпосылка – низкая эффективность перераспределения ресурсов, отсутствие структурной перестройки. При этом экономические, институциональные и политические реформы заходят в тупик, предвещая угасание страны и коллапс общественной системы. Сценарий предполагает неспособность политической системы адекватно отреагировать на вызовы времени, резкий рост социальной напряженности и назревание революционной ситуации. С точки зрения влияния территориального фактора данный сценарий предполагает движение России к территориальному кризису и распаду. Ситуация осложняется кризисом глобализации. Конкуренция мировых центров силы переходит в стадию открытого соперничества, что способствует резкому росту внесистемных сил. При этом Россия может оказаться не только в эпицентре конфликтов, но и сама может стать лидером антиглобализма или антимодернизма.

Таким образом, с точки зрения традиционного сценарного подхода центральная проблема состоит в перспективе приспособления политической системы к потребностям роста национальной экономики и ее диверсификации. Он связан с возможностями обретения эффективной роли государства в сфере перераспределения ресурсов, управления инфраструктурой, создания эффективных правил игры, реализации национальных инновационных проектов, меняющих структуру экономики. Основные направления динамики политической системы будут определяться, с одной стороны, способностью максимально полного использования имеющихся конкурентных преимуществ. С другой стороны – в преодолении периферийного статуса страны как поставщика энергоресурсов, сырья и низкотехнологичной продукции.

С точки зрения внешней среды основная проблема – приспособление к вызовам глобализации во всех ее проявлениях и новым угрозам – терроризму, распространению оружия массового уничтожения, глобальным экологическим и техногенным катастрофам и др. Динамика политической системы будет определяться способностью к максимально выгодной интеграции в мировую экономическую систему, способностью адекватно реагировать на вызовы безопасности, а также играть значимую роль в мире в условиях роста числа центров мирового влияния и конкуренции между ними.

Нам представляется, что традиционное выделение указанных выше, так называемых «чистых» сценариев будущего развития России, является неправомерным с точки зрения циклического подхода. Опираясь на принципы нелинейной динамики и волнообразного развития экономических процессов мы считаем, что динамика предстоящего развития будет сложнее пресловутой прямолинейности (см. рис. 1). По нашему мнению, она будет соответствовать одной из трех циклических волн, различающихся по длине, амплитуде и скорости роста/падения.

         Согласно данной концепции сценарии будущего развития превращаются в сценарии кризиса.

         1 – «обвальный кризис» с точкой бифуркации в 2006 -2007 гг.

         2 – «промежуточный сценарий» с точкой бифуркации в 2008 – 2009 гг.

         3 – «затяжной спад» с точкой бифуркации в 2010 – 2011 гг.

По нашему мнению, «точка возврата», когда еще можно повернуть  вспять тенденцию сползания экономики к кризису, пройдена. Главная причина кризисных сценариев развития – отсутствие условий для устойчивого роста на основе структурной перестройки экономики России. Об этом свидетельствует, прежде всего, неспособность Правительства сдержать инфляцию. Увеличение общей монетизации экономики, не сопровождающееся адекватным ростом производства предопределяет общий перегрев хозяйственной системы и ее медленное, но неминуемое «вползание» в состояние стагнации. Нарастание негативных тенденций очевидно: общее замедление темпов роста, предполагаемое в ближайшем будущем снижение мировых цен на энергоносители, правовой нигилизм, бюрократизация и рост теневого сектора экономики, нарастание территориальных диспропорций, делиберализация политической системы. Все это происходит на фоне развития застойных явлений в развитых странах, предполагающих наложение российского и  общемирововго цикла.

1-й сценарий

«Позитивный»

 

 

 

 

 


Точки бифуркации

 

 

 

 


2-й сценарий

«Застойный»

 

 


2015 г.

 

2010 г.

 

2005 г.

 

2000 г.

 

 

 

 

 


Точки бифуркации

 

 

 

 

 


3-й сценарий

«Негативный»

 

 

 

Рис. 1. Сценарии развития России с точки зрения циклической теории

 

Таким образом, с точки зрения циклического подхода речь может идти лишь о быстроте нарастания кризисных явлений, глубине спада. Отсюда, приоритетной задачей государственного регулирования экономики сегодня является смягчение предстоящего падения: торможение кризисных тенденций, снижение глубины спада, а также создание предпосылок для разворота тренда экономического развития между 2006 и 2015 годами в сторону экономического роста.

Возможные варианты сценариев зависят от того, насколько хватит накопленного за последние годы запаса прочности (величины стабилизационного фонда и резервов Центробанка) для того, чтобы оттянуть нарастание кризисных тенденций. Итак, если, несмотря на любые действия Правительства, кризиса избежать нельзя, необходимо снизить глубину падения и смягчить его социальные последствия, а также сформировать предпосылки будущего экономического роста.

Причинами современного экономического роста в России стали: наличие временно свободных производственных мощностей в результате реформационного спада, выгодная конъюнктура мировых цен на энергоносители и развитие низкотехнологичного импортозамещения в результате девальвации рубля в 1998 г.

Данные факторы роста уже исчерпаны или близки к исчерпанию. Они, к сожалению, становятся основными причинами будущего кризиса. Дальнейшее импортозамещение невозможно по причине отсутствия свободных производственных мощностей и укрепления курса рубля. В будущем следует ожидать производственный спад, т.к. показатели выбытия по-прежнему намного опережают соответствующие показатели ввода нового оборудования. Основной фактор роста – высокие цены на углеводородные энергоносители в ближайшем будущем также потеряет свое значение вследствие развития энергосберегающих технологий и перехода на альтернативные источники энергии. В институциональной и политической сферах также не видно положительных подвижек. Последние инициативы по укреплению властной вертикали еще более отдаляют Россию от рыночного демократического идеала.

Компания по замене льгот денежными выплатами в результате явного конфискационного и дискриминационного характера привела в конечном итоге к обратным результатам – увеличила нестабильность в стране и общую нагрузку на бюджет. При этом большие средства расходуются на досрочный возврат иностранного долга, вместо того, чтобы потратить деньги на структурную перестройку экономики, решение проблемы бедности, улучшение демографической ситуации в стране. Провозглашение и реализация новых национальных проектов также не способно коренным образом улучшить ситуацию, т.к. данные проекты захватывают лишь сферу распределения и полностью игнорируют сферу производства. Таким образом, сегодня экономика развивается по инерции, причем темпы этого развития явно замедляются.

Вместе с тем, сейчас сложилась благоприятная ситуация, способствующая ускорению темпов экономического роста в будущем: наличие свободных финансовых ресурсов и относительная политическая стабильность. Необходима коренная (не на словах, а на деле) структурная перестройка экономики, развитие высокотехнологичных отраслей и производств, науки, образования и здравоохранения. На эти цели в ближайшие годы необходимо выделять не менее 50% всех расходов бюджета, значительную часть резервов Центрального банка РФ и средств стабилизационного фонда.

 



Сайт создан в системе uCoz