Ó О.Ю. Красильников, 2008

Красильников О.Ю. Институциональные ловушки социальной справедливости и экономический рост // Materialy IV mezinarodni vedeckoprakticka konferenceVeda a technologie: krok do budoucnosti  2008” Dil 5. Ekonomicke vedy. Praha,  Publishing House “Education and Science” s.r.o, 2008. S. 66 – 69. ISBN 978-966-8736-05-6

 

 

 

 


В годовом докладе Всемирного банка «Мировое развитие – 2006» подчеркивается значение справедливости в связи с тем, что она во многих случаях стимулирует более крупные и эффективные инвестиции, что, в свою очередь, приводит к ускорению экономического роста[1].

 

Рис. 1. Социальная справедливость

и экономическая эффективность: динамика 1976 – 2003 гг.[2]

 

На рис. 1 показана динамика показателей социальной справедливости и экономической эффективности среди стран – экспортеров сырья за последние десятилетия. Из них только Боливия, Индонезия и Малайзия смогли постепенно увеличить экономическую эффективность и повысить уровень социальной справедливости. Тем не менее, за достаточно продолжительный срок эти страны достигли лишь весьма скромных результатов. К сожалению, одновременное улучшение показателей экономической эффективности и справедливости – скорее исключение, нежели правило. Чаще траектории развития либо приводят к снижению обоих показателей (Нигерия, Колумбия), либо к увеличению одного показателя за счет другого (Эквадор, Венесуэла, Чили, Норвегия). Что касается более развитых стран (Норвегия, Канада, Австралия), то они также не способны показать значительные темпы роста эффективности, т.к.  потенциал ее увеличения уже во многом исчерпан: экономики достаточно диверсифицированы, государство эффективно, социальное неравенство незначительно. Динамика развития «средних» по показателям стран, к числу которых относится и Россия, указывает на большие затруднения для достижения успеха по обоим направлениям: одновременного увеличения социальной справедливости и эффективности, выражающейся, прежде всего, в темпах экономического роста.

Одной из причин подобного положения являются, так называемые институциональные ловушки – неэффективные, но устойчивые институты или нормы поведения[3]. В сфере социальной справедливости можно выделить две институциональные ловушки, обусловленные российской культурной традицией и исторически сложившимся менталитетом советского человека. Назовем их «ловушка равенства» и «ловушка государственного патернализма».

1) Институциональная ловушка равенства или, говоря другими словами, уравниловки. При рассмотрении указанной «ловушки» необходимо делать четкое различие между равенством и социальной справедливостью. Социальная справедливость не то же, что равенство в доходах или накопленном богатстве. Скорее это поиск ситуации, в которой возможности равны, где личные усилия, предпочтения и инициатива, а не происхождение, принадлежность к касте, расе или полу, формируют различия между экономическими достижениями людей.

2) Институциональная ловушка государственного патернализма. За почти семидесятилетнюю историю Советского Союза многие люди привыкли к тому, что государство, как бескорыстный отец, всегда защитит, всегда поможет.

Указанные ловушки тормозят общественное развитие, ведут к институциональному застою. Необходимо разработать стратегию их преодоления на основе создания социально-ориентированных рыночных институтов. Однако при этом нельзя бросаться из одной крайности в другую: от институциональных ловушек уравниловки и патернализма – к ловушкам неравенства.

В уже упомянутом докладе Всемирного банка наглядно показано, как значительное неравенство внутри отдельно взятой страны – это касается как материального неравенства, так и неравенства возможностей – приводит к растрачиванию человеческого потенциала, и во многих случаях, к снижению темпов устойчивого экономического роста.

Институциональные ловушки неравенства возникают тогда, когда имущественное расслоение между отдельными людьми и различными группами населения приобретает хронический характер, как в рамках одного поколения, так и для последующих поколений. Таким образом, неравными оказываются сами возможности развития человека. Подобное неравенство возможностей снижает мотивацию к индивидуальному развитию и инновациям, а также замедляет прогресс цивилизации в целом. Система, увековечивающая неравенство, «цементируется» благодаря экономическим, политическим и социально-культурным механизмам таким, как дискриминационные отношения и порядки, связанные с расовой, этнической, половой принадлежностью, а также принадлежностью к определенному социальному слою.

Для того чтобы помочь обществу избежать подобных «ловушек» неравенства необходимо усилить представительство бедных и социально обездоленных групп населения в органах власти, предоставляя им возможности использования демократических механизмов для высказывания своего мнения и оказания политического влияния. При этом данные группы населения, могут объединяться со средним классом в целях поддержки стратегий, направленных на внедрение принципов социальной справедливости. Такие стратегии могут послужить инструментом повышения эффективности экономики, размывания олигархического господства и выравнивания условий игры на экономической и политической аренах. Преобладание элиты в институциональных структурах подрывает социальную справедливость.

Как показывает опыт некоторых стран, одновременное улучшение показателей социальной справедливости и экономической эффективности в принципе возможно. При этом значительные средства необходимо направить на увеличение доходов малоимущих слоев населения в целях стимулирования совокупного спроса. Одновременно следует осуществлять коренную структурную перестройку экономики: снижать долю сырьевого сектора и развивать высокотехнологичные отрасли и производства, определяющие будущее постиндустриальное развитие страны. Одним из приоритетов должно стать увеличение эффективности функционирования институтов правового демократического государства.   

Проведение подобной политики должно быть основано на следующих принципах:

• инвестиции в человека путем расширения доступа к качественным услугам здравоохранения и образования, а также путем формирования системы социальных гарантий для наиболее уязвимых групп населения;

• расширение возможностей доступа к правосудию, средствам производства и экономической инфраструктуре, включая дороги, электроэнергию, водоснабжение, канализацию и телекоммуникации;

• поощрение принципов справедливости на рынках финансов, труда и товаров, с тем, чтобы люди с низким уровнем доходов имели бы больше возможностей получить кредит и работу, а не подвергались бы дискриминации.



[1] См.: Доклад Всемирного банка «Мировое развитие: 2006 гhttp://econ.worldbank.org/wdr/wdr2006/

[2] См.: Ситников А., Шакин Д. Экономическое развитие эффективность или справедливость?  // Институт открытой экономики. М., 2004.

[3] См. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // ЦЭМИ РАН и РЭШ. М., 1999.

 



Сайт создан в системе uCoz