Ó О.Ю. Красильников, 2008

 

Красильников О.Ю. Российские мифы этапа реинкарнации // Стратегии России: общество знаний или новое средневековье? Материалы конференции 3-4 апреля 2008 г. / Под общ. ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. - М: ЛЕНАНД, 2008. - С. 162 –165. ISBN 978-5-9710-0233-8

 

 

 

 

РОССИЙСКИЕ МИФЫ ЭТАПА РЕИНКАРНАЦИИ

Красильников О.Ю.,

Саратовский государственный университет,

кафедра экономической теории и национальной экономики

д.э.н., профессор

 

Мифотворчество всегда было развито в России. Не исключение и современный этап смены Президента на назначенного преемника. Со стороны все это похоже на рокировку. Поэтому, исходя из того, что Президент и его преемник суть одно и тоже, мы называем данный процесс реинкарнацией. Словно заклинатели, первые лица страны убеждают себя и нас в том, что «жить стало лучше», используя нехитрый набор надуманных мифов. 

Миф первый: об удвоении ВВП за десять лет.

В выступлении Президента РФ на расширенном заседании Госсовета в феврале 2008 г. прозвучала фраза, что за период с 2000 по 2007г. включительно рост ВВП составил 72% и, таким образом, при сохранении темпов роста в районе 8% в год можно добиться удвоения ВВП уже к концу 2009г. Как всегда ничего не смыслящие в экономике журналисты растрезвонили о возможности досрочного (!) выполнения плана. Во-первых, ни о какой досрочности говорить не приходится (для тех, кто не умеет считать – период с 2000 по 2009г. включительно составляет ровно десять лет). Во-вторых, как не пытались мы, опираясь на данные официальной статистики[1], самостоятельно подсчитать динамику ВВП – все равно  выйти на озвученные цифры не получилось (табл. 1).

 

Таблица 1

Рост ВВП России за десятилетие (2000 – 2009 гг.)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

прогноз

2009

прогноз

Темпы роста (% за год)

10,0

5,3

4,1

7,3

7,1

6,4

6,7

8,1

8,4

8,4

Прирост нарастающим итогом (%)

10,0

15,8

20,6

29,4

38,6

47,4

57,3

70,1

84,3

99,8

 

И это несмотря на то, что указанные данные неоднократно пересматривались в сторону увеличения. Так, например, свою оценку роста ВВП в 2000г. Госкомстат РФ пересматривал аж четыре раза(!). В конце концов, в 2003г. окончательная цифра была увеличена с первоначальных 8,3% до 10%. Причем каждое очередное повышение совпадало с критикой первого лица в адрес Правительства о недостаточной динамике основных макроэкономических показателей. Количество и частота проведения Госкомстатом ревизий общероссийских статистических данных заставляет задуматься над их достоверностью.

Косвенным подтверждением сказанного может служить развитие энергетики. Из теории известно, что каждый процент роста ВВП в индустриальной экономике требует примерно 1,5% роста производства электроэнергии. Однако, данный показатель увеличился с 862,8 млрд кВт-ч. в 2000г до 1003 млрд кВт-ч в 2007г., т. е. всего на 16%. При этом по объему производства и потребления электроэнергии мы еще не достигли уровня 1991г. (около 1060 млрд кВт-ч). Возникает закономерный вопрос: откуда же взялся почти 70-процентный рост ВВП. Неужели приписки?

И, наконец, согласно приведенным в таблице данным для того, чтобы добиться удвоения ВВП к концу 2009г. необходимо, чтобы рост экономики составлял примерно 8,4% в год, тогда как по прогнозам Правительства он ожидается на уровне 7%.

Миф второй: о «тихой гавани» для иностранных инвестиций.

В 2007 году отмечен рекордный абсолютный приток капитала в 82,3 млрд долл. Не для кого не секрет, что это в основном спекулятивные и кредитные (т.е. возвратные) инвестиции. Так, уже в январе 2008г. в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и общим недостатком ликвидности чистый отток капитала составил 9 млрд долл. Темпы роста инвестиций в нефинансовые активы были скромными - в 2000-2007 годах они составили в среднем всего 12,7 процента в год, тогда как в Китае, например, среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2002-2005 гг. превысили 26%.

                Капитализация российского фондового рынка к концу 2007г. равнялась 1463 млрд долл., а мирового рынка в целом – 60875 млрд долл. Россия не сможет переварить и сороковой части мировых ресурсов. Это все равно, как если бы океанский лайнер причалил к деревенской пристани. Россия по итогам года показала худший результат среди стран БРИК. Капитализация российского рынка акций выросла за год почти на 421 млрд долл. (40,41%). Капитализация рынка акций Бразилии показала за 2007 год рост более чем на 690 млрд долл. (97,45%). Рыночная стоимость компаний Индии по итогам года поднялась почти на 999 млрд долл., или на 122,30%. Неизменным лидером на протяжении всего года оставался Китай. Годовой рост капитализации китайского фондового рынка (включая капитализацию рынка Гонконга) продолжает демонстрировать рекордные значения и составляет 4253 млрд долл., или 148,73%[2].

Государственный внешний долг России сократился до 3 процентов ВВП, это один из самых низких показателей в мире. Но есть ли здесь чем гордиться? Многие развитые страны живут с огромным долгом и прекрасно себя при этом чувствуют. Не лучше ли было потратить эти средства на решение задач структурной перестройки экономики? Впрочем, как выяснилось, наше Правительство мало что умеет, кроме того, как складывать «лишние» деньги в кубышку стабилизационного фонда.

Миф третий: о повышении реальных доходов.

По словам Президента, реальные доходы населения России за 8 лет выросли в 2,5 раза. Пенсии - также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. Это если исходить из официального уровня инфляции. Однако, даже согласно данным государственной статистики инфляция на рынке потребительских товаров за последние годы составляла примерно 16 – 20%. В период 2000-2007 годов только тарифы на коммунальные услуги выросли в 9,5 раза, их среднегодовой рост составил более 33%. Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в общей структуре расходов населения выросла с 4,6% в 2000 году до почти 9%. Если принять в качестве базы расчета данные цифры – ни о каком повышении уровня жизни говорить не приходится. При этом растет социальное расслоение граждан. Разрыв между бедными и богатыми увеличивается, о чем в 2007г. говорили на своем Соборе даже лояльные к государству иерархи русской православной церкви.

В выступлении Президента РФ ставится задача: увеличить среднюю продолжительность жизни населения к 2020г. до 75 лет. Это при том, что за шесть лет с 2001 по 2006г. согласно официальным данным ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65,23 до 66,6 лет, т.е. всего на 84 дня в среднем за год. Такими темпами нам понадобится еще как минимум 35 лет, чтобы выполнить поставленную задачу.

Миф четвертый: о диверсификации экономики, инновациях и нанотехнологиях.

Сегодня только ленивый не требует бюджетные средства для внедрения «инноваций». В большинстве случаев это пропахшие нафталином разработки прошлых лет. Даже создание новой формы для военнослужащих выдается за инновацию с применением нанотехнологий. А между тем происходит не мнимая, а реальная деиндустриализация экономики страны. Об этом красноречиво говорит спад в производстве важнейших видов продукции машиностроения. Так, только за один 2007г. производство подшипников снизилось на 14,5%, металлорежущих станков на 15,1%, электродвигателей переменного тока на 27%, радиоприемных устройств аж на 65,9% (!).Самое интересное, что снизилась также добыча нефти на 0,6%, а добыча газа выросла всего на 0,1%. Все это говорит о том, что данные источники экономического роста уже исчерпаны или близки к исчерпанию.

Степень износа основных фондов с 2004 по 2006 гг. увеличилась на предприятиях, связанных с добычей полезных ископаемых, с 55,4 до 61,4%, в обрабатывающей промышленности 47,9 до 52,8% и только в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды она снизилась с 55,4 до 38,6%.

Ввод генерирующих мощностей в 2000-2007 гг. недостаточен для качественного изменения структуры экономики, причем создание новых мощностей в основном осуществлялось по объектам незавершенного строительства, размещение которых определялось еще во времена СССР. Подтверждением неспособности электроэнергетики обеспечить потребности экономики России является значительный объем неудовлетворенных заявок на техническое присоединение к электрическим сетям, который оценивается в 10 ГВт. Доля удовлетворенных заявок на техническое присоединение к сетям постоянно снижается: 32% – в 2004г., 21% – в 2005г., 16% – в 2006г[3].

                Спрашивается: за счет чего будем внедрять инновации и развивать нанотехнологии?

Миф пятый: об эффективности национальных проектов.

1) Сельское хозяйство. Успехи в области сельского хозяйства выглядят малоубедительно. Валовой сбор зерна в Российской Федерации в 2007г. по  сравнению с прошлым годом вырос незначительно, всего на 4,0%. При этом в истекшем году сократился валовой сбор основных технических культур: сахарной свеклы (на 6,6%), подсолнечника (на 16,3%), картофеля (на 5,1%) и овощей (на 1,1%). К 1 января 2008г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составило 21,3 млн.голов (на 0,7% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года). Доля импортного продовольствия составляет в среднем по России до 45%, хотя еще в 2004 году была на уровне 20%.

                2) Образование. В 2007г. по сравнению с уровнем 2006г. сократилось число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений (на 5%), учреждений среднего профессионального образования (на 2,5%), учреждений высшего
профессионального образования (на 0,3%). Единственно, что выросло – это количество негосударственных учреждений высшего профессионального образования. Сократилось число бюджетных мест.
Прием на обучение в государственные и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 568,8 тыс. человек и сократился по сравнению с 2006г. на 16,5 тыс.человек, или на 2,8%. В то же время удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение вырос на 1,4 процентного пункта по сравнению с 2006г. и составил 58,9% от общего числа принятых. Образование становится все в большей степени платным.

Зарплата в сфере образования выросла незначительно. Обещанное в сентябре прошлого года повышение заработной платы чиновники заболтали, мотивируя необходимостью перехода на отраслевую тарифную сетку. Повышения окладов на 14% с 1 февраля 2008г. также почему-то не произошло. Но даже если и произойдет (может быть, не успели пересчитать?), увеличение коснется только базовой ставки, не затрагивая надбавок за должность и ученую степень. Таким образом, по отношению к общей сумме заработной платы, например остепененных преподавателей ВУЗов, намеченное повышение будет смехотворным.

3) Доступное и комфортное жилье. Вроде бы строить стали больше. Хотя непонятно, как можно увеличивать объемы строительства, если производство цемента за 2007г. снизилось на 6,8%? Что же касается доступности жилья, то здесь дело обстоит и того хуже. По данным Росстата, средняя цена квадратного метра общей жилой площади в России на вторичном рынке за время реализации «нацпроекта» - с лета 2005 года по настоящее время - выросла с 21 тысячи рублей до 45 тысяч, или более чем в два раза! Институт ипотеки практически не работает. Квартиры во вновь построенных домах недоступны для большей части населения страны и скупаются немногими богачами, которые рассматривают их как выгодное вложение капитала. Таким образом, значительная доля нового жилого фонда фактически простаивает.

4) Здравоохранение. Только за 2006г. число больничных учреждений сократилось на 2 тыс., больничных коек – на 21 тыс., число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий – на 1,5 тыс. Да, в 2007г. произошел значительный рост рождаемости. Но этот рост в основном был обусловлен увеличением рождаемости вторых и третьих детей в семье, а доля первых родов сократилась! Прямо как в известной шутке: «На второго ребенка согласна, а на первого ты не рассчитывай».

По своей сути «нацпроекты» - это замена системных реформ несистемными, разовыми и скромными финансовыми вливаниями, которые не решают принципиальных проблем.

Миф шестой: о неприкосновенности стабилизационного фонда.

Необходимо констатировать, что Правительство так и не научилось с пользой тратить деньги. Степень освоения бюджетных средств по некоторым государственным учреждениям не дотягивает и до 70%. Поэтому вроде бы выглядит оправданным направление сверхдоходов от сырьевого экспорта в некий неприкосновенный фонд. На деле, такую стратегию можно назвать как минимум недальновидной по нескольким причинам:

1)    Средства, вложенные в иностранные ценные бумаги, работают на экономику наших конкурентов (США, Западная Европа);

2)    Сбережения все равно подвержены инфляции (например, доллара). Кроме того, как выяснилось, часть средств вложена в рискованные ипотечные облигации, выпускаемые в США;

3)    Но самое главное – эти средства не работают на российскую экономику. Правительство пугает нас ростом инфляции. По-видимому, наши чиновники экономического блока вообще не изучали экономическую теорию. Каждый студент знает, что деньги, обеспеченные товарами не создают инфляцию. Чего проще: покупайте высокотехнологичное оборудование за границей и создавайте новые рабочие места. А еще лучше – вкладывайте деньги в развитие прогрессивных технологий в России. Так нет же, с завидным упорством нас кормят инфляционной страшилкой. Невольно возникают смутные сомнения: а не получают ли чиновники хорошие откаты за то, что отдают наши денежки в управление чужим дядям?  

Миф седьмой: об успехах в государственном строительстве.

Так называемое укрепление властной вертикали все дальше отдаляет Россию от демократического оптимума, называемого гражданским обществом и правовым государством. Это и завуалированное под выборы назначение губернаторов, и голосование по партийным спискам (фактически вернувшее страну к однопартийной системе), и «басманное правосудие», и изоляция неугодных олигархов, и чиновничий беспредел, и разгон «марша несогласных», и т.д., и т.п. Результатом подобного отрыва государства от народа стал невиданный прежде разгул коррупции и хищения бюджетных средств. Так, только за 2007г. в официальной статистике преступлений взяточничество увеличилось на 5%, а присвоение или растрата – на 11,4%.

Миф восьмой: об успехах в международной политике.

Назовите хотя бы одну успешную внешнеполитическую акцию, кроме разглагольствований о «друге Буше». Пожалуй, только то, что Россия завоевала право проведения зимней олимпиады 2014г. Зато провалов предостаточно. Ухудшение отношений с Украиной, Грузией, Прибалтийскими странами, США, Великобританией и Евросоюзом, «дело Литвиненко», Косово – вот далеко не полный перечень наших «побед». Мнение России по многим международным вопросам откровенно игнорируется. Зато «отжимать» у иностранцев контрольный пакет в нефтегазовых проектах мы хорошо научились.

Вместе с тем все чаще раздаются призывы к проведению внешней политики «с позиции силы». Бряцание оружием ни к чему хорошему не приведет. Да и чем бряцать? Два корабля постройки семидесятых годов прошлого века впервые за 20 лет сходили в Атлантику. И это называется возвращением в мировой океан? Скажите спасибо, что не затонули по дороге. Эффективность ВПК остается низкой, поставка в армию современных вооружений задерживается. Новая гонка вооружений не под силу России. Она приведет лишь к снижению реальных доходов населения, уменьшению пенсий, зарплат учителям и врачам, введению разорительных налогов для бизнеса.

В заключении необходимо отдать должное В.В. Путину, которому в своем выступлении на расширенном заседании Госсовета РФ хватило смелости признать: 1) если сохраниться прежний вектор развития – мы потеряем Россию; 2)существующий чиновничье-бюрократический аппарат не способен решить поставленные амбициозные задачи.

 

 



[1] Здесь и далее использованы данные Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru

[2] Данные Департамента аналитической информации РИА «РосБизнесКонсалтинг». - http://www.quote.ru/rbc100/2007/ 12/index.shtml

[3] См. «Электроэнергетика России 2006 – 2010 гг.». Отраслевое исследование. - http://www.advis.ru



Сайт создан в системе uCoz