На главную страницу                                                                                                                                         Ó О.Ю. Красильников, 2010

 

           

            Красильников О.Ю. Методы и организация дистанционного образования в Саратовском государственном университете // Методика преподавания экономики: опыт и проблемы. Сб. методич. статей. Вып. 1 / Под ред. доцента Е.В. Огурцовой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. – С. 33 - 36.

 

 


Красильников О.Ю.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

         Дистанционное образование - относительно новая форма обучения. Она возникла из заочного обучения на основе развития Интернет-технологий, которые открывают ранее недоступные возможности самосовершенствования и повышения квалификации.

         Интернет стремительно ворвался в систему образования, хотя специально для нее не проектировался. Любопытно, что если количество лет для завоевания рынка 10 млн. пользователей телефона составило 36 лет, компьютера 7 лет, то для Интернета потребовалось всего 4 года. Мировой рынок образовательных услуг на базе сети Интернет возрос с 2003 г. по 2006г. в разных регионах с 1,5 до 3 раз[1].

         Дидактические свойства Интернета для нужд образования включают в себя возможность публикации информации, доступ к ней и возможность обмена информацией, а также организации дистанционного обучения, представляющего собой взаимодействие обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой на расстоянии, дополняющие все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.

         Обучающие системы дистанционного образования доступны в любое время и из любого места, методы обучения постоянно обновляются благодаря новым технологиям, интерактивность становится основным понятием для среды обучения. Образование можно приспособить к своему графику и индивидуальным требованиям.

         В Саратовском государственном университете система дистанционного образования действует несколько лет на базе представительств, расположенных в районных центрах области, снабженных компьютерными классами и высокоскоростным доступом в Интернет.

         Методика обучения уже апробирована, однако некоторые вопросы так и остались не выясненными:

         - К какой форме обучения отнести дистанционное образование: к очной или заочной? Ведь на занятиях преподаватель общается непосредственно со студентом.

         - Что делать с отсрочкой от армии, давать ее студенту, обучающемуся по Интернету, или нет?

         - Каковым должно быть оптимальное количество преподавателей? Традиционно оно зависит от количества аудиторий, учебной нагрузки и числа студентов. Но зачем считать аудитории, если студент сидит дома за компьютером?

         - Как считать учебную нагрузку? Ведь в виртуальном пространстве преподаватель может общаться сразу с несколькими представительствами в разных городах, т.е. с несколькими группами студентов.

         - Как убедить работодателей, что дистанционное образование не хуже традиционного?
         Дистанционная образовательная система рассчитана на людей, которые знают, чего хотят и нацелены на повышение своей профессиональной квалификации и получение новых практических знаний. Поэтому основная часть учебного процесса приходится на самостоятельную работу по специально разработанным электронным учебным пособиям и материалам. В программе обучения обычно присутствуют методики закрепления полученных знаний (задачи, тесты), а также возможность получить ответы на свои вопросы или развернутые индивидуальные консультации у преподавателей по изучаемым материалам и темам.

         Учебные материалы обычно специально разрабатываются с учетом особенностей дистанционного обучения. Для их подготовки приглашаются  преподаватели, которые имеют большой педагогический опыт и практические навыки. Все учебные пособия оцифрованы и предоставляются получателю в электронном виде. Стимулом для разработки дистанционных курсов могло бы стать финансовое вознаграждение за каждого студента, обучающегося дистанционно.

         В Саратовском государственном университете преподаватели самостоятельно разрабатывают свои дистанционные курсы, которые предусматривают общение со студентами с помощью средств Интернет, в том числе и web-камер. В университете существует единая электронная база данных по учету успеваемости каждого студента.

         Налицо преимущества дистанционного обучения:

·        осуществляется без выезда с места жительства, что особенно актуально для удаленных сельских районов Саратовской и Волгоградской области (Камышин);

·        дает возможность общения с преподавателями и сокурсниками стандартными сетевыми коммуникационными средствами: e-mail, ICQ, чат, форум, видеоконференция;

·        облегченная процедура работы с административными органами ВУЗа;

·        низкая стоимость обучения при сохранении качества подготовки специалистов в рамках государственных образовательных стандартов;

·        возможность пройти курс обучения «без отрыва от производства», т.е. не тратя времени и денег на поездки, не отрываясь от своей работы;

·        возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте;

·        возможность получать в процессе обучения консультации преподавателей и обсуждать все вопросы на видеоконференции;

·        получение высшего или второго высшего образования и диплома государственного образца;

·        удобство для преподавателей (не надо колесить по городам области, электронный учет посещаемости и контроль успеваемости);

·        значительная выгода для ВУЗа – экономия на командировочных расходах и оплате преподавателей (раньше каждый курс вели несколько человек в зависимости от количества представительств, а теперь – один).

         Существует также мнение, что лекция - одна из самых малоэффективных форм обучения. Данные психологии говорят о том, что через пять месяцев в памяти даже самых способных учеников сохраняется не более 7% от той информации, которая была услышана. Поэтому лекционный материал предоставляется дистанционно, а на очных занятиях проводится обсуждение и проработка изученного материала, а также ответы на возникшие вопросы. Это существенно повышает качество полученного образования.

         Однако, с подобным мнением мы не вполне согласны. Для повышения эффективности обучения необходимо подкрепить дистанционные формы обучения семинарскими занятиями, проводимыми два раза в год (в зимнюю и летнюю сессии) на базе СГУ.  Еще один вариант повышения качества обучение – запись и дистанционное воспроизведение видеолекций.

         Имеются и другие замечания и предложения по совершенствованию системы дистанционного образования в СГУ:

         1) В связи с повышением оплаты за обучение количество студентов в представительствах (и самих представительств) уменьшилось. Предлагается снизить оплату до разумных пределов.

         2) По причине снижения общей учебной нагрузки и, следовательно, фонда оплаты труда преподавателей предлагается ограничить одновременное виртуальное общение двумя представительствами. Одновременно в два раза увеличить почасовую оплату труда.

         3) На консультации выделяется очень мало времени – не более одного академического часа в месяц одновременно с 3-4 представительствами, что значительно снижает качество обучения. Предлагается увеличить количество учебных часов до четырех и (или) ввести индивидуальные консультации.

         4) В 2008-09 учебном году студентам трижды разрешалось переписывать контрольные тесты. В результате в некоторых представительствах все ответили на «отлично». Предлагается ограничить число попыток до одной.

         5) Низкая посещаемость консультаций. Необходимо ужесточить контроль присутствия студентов на занятиях.

         6) Большинство контрольных и курсовых работ не соответствуют предъявляемым требованиям как по оформлению, так и по содержанию. Очень многие работы заимствованы из сети Интернет. Об этом говорят устаревшие статистические данные и литературные источники. Предлагается ввести единые требования по оформлению и проверять работы на плагиат (программа «Антиплагиат»).   

         7) имеются и организационные проблемы, связанные с простановкой оценок в зачетки и ведомости (не всегда они имеются в наличии и разбросаны по разным факультетам). Предлагается разработать централизованную систему документооборота на основе центра дистанционного образования СГУ. Кроме того, если будет организованна одна очная встреча преподавателя со студентами во время сессии, указанные проблемы также будут решены.

         Концепция непрерывного образования представляет собой  современную систему взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности. Для реализации этой цели мы предлагаем открыть программу дистанционного повышения квалификации педагогических работников на базе Института дополнительного профессионального образования СГУ.

         Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.



            [1] См.: Усков В.Л., Иванников А.Д., Усков А.В. Качество электронного образования. // Информационные технологии. – 2007. - № 2,3.



Сайт создан в системе uCoz